О Л А З А Р Е Н И Е
ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА E-MAIL АУДИОТЕКА ЦАРИЦА
О профилактике атрофирования некоторых лицевых мышц у православных христиан
С некоторыми людьми, проведшими
в православной среде несколько лет, происходят физиологические изменения:
потихонечку у них атрофируются те лицевые мышцы, которые обеспечивают подъем
уголков губ вверх. Сила притяжения вкупе с постоянной памятью о своих грехах
и о бренности сей жизни оттягивает эти самые уголки вниз. Улыбаться становится
трудно и непривычно. Храм - не место для смеха!
Это верно. Но храм и Церковь не - одно и то же. И то, что неприлично в храме,
оказывается вполне допустимо для церковного человека вне его стен. За пределами
храма отчего же и не улыбнуться? Грусть-тоска совсем не должны считаться видовым
отличием православного христианина. Напротив, как больной виден по цвету лица,
так обладаемый страстию обличается от печали (преп. Серафим Саровский). А
вот Волю же Божью узнать легко по следующему признаку: если после молитвы,
после серьезных размышлений Вы не чувствуете тяготы, печали, отвращения к
делу, а чувствуете себя легко, с улыбкой, с легким сердцем помышляете о предлагаемом
Вам деле, то явный признак, что оно не против воли Божией, - делился своим
опытом улыбки святитель Николай Японский.
Тот, кто этого не понимает, просто здорово рискует. В монастыре американского
иеромонаха Серафима (Роуза) один послушник вывел из читаемых им духовных книг,
что монахи - люди серьезные, и смеяться им не пристало. Вести себя он старался
соответственно. В трапезной, когда настоятель (о. Герман) рассказывал забавные
случаи, он сидел потупясь, на лице не появлялось и тени улыбки. Его спросили,
в чем дело, и он ответил: "Духовной жизни такое не подобает! Здесь монастырь!".
Увы, созданная им для себя неулыбчивая духовность оказалась для него непосильным
бременем. В конце концов, он сломался, оставил монастырь, а потом и христианство.
А уже в наши дни в одном из московских монастырей наместник заметил, что у
молодых и не в меру ревностных послушников появляются признаки духовного нездоровья:
они все обращались к нему за благословением на чтение литературы о стяжании
непрерывной молитвы (исихазме). Когда в очередной раз послушники попросили
у него инструкцию по созерцанию нетварного света, о. наместник вспомнил, что
на днях его прихожанка-художница принесла ему книгу, иллюстрированную ее рисунками.
Книга была про Винни-Пуха. Вот ее-то отец архимандрит взял со своего стола
и обязал юных мистиков ее читать. На их недоуменный вопрос, до каких пор им
ее изучать, последовал ответ: "До охоты на Слонопотама! Этого вполне
хватит". Через несколько дней ребята стали такими, какими и подобает
быть в их возрасте, сбросив с себя маску преждевременного старчества.
Вообще, прежде чем обожиться, надо попробовать очеловечиться. В попытке перепрыгнуть
именно через эту ступеньку сщмч. Ириней Лионский (II век) видел грех первых
людей: не став еще людьми, хотели стать богами.
Улыбка в церковном мире уместна просто потому, что Церковь - это мир людей.
У людей бывают разные представления о том, что остроумно, а что - нет, что
достойно улыбки, а что - плача. Но это спор о вкусах, а не о догматах.
диакон Андрей Кураев
Киевский журнал "Кириллица" №7(31) за 2002г.