О Л А З А Р Е Н И Е
ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА E-MAIL ВТОРОЙ ЭШЕЛОН АУДИОТЕКА ЦАРИЦА
"Все религии едины по своей сути. Путь к Богу, божественное происхождение человека, поиск Бога в душе." (Из ответа С.Н. Лазарева на вопрос №237 от 2001-02-15)
"БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с
христианством и исламом) мировых религий. ... в буддизме нет души как неизменной
субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием
определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа
и материи, нет бога как творца и безусловно высшего
существа..."
Большой Энциклопедический Словарь (Этот же самый текст и в Энциклопедии Кирилла и Мефодия)
***
"Многим покажется странным, что такая религия, как буддизм, не имеющая понятия об Едином Боге и не признающая существования души, могла занять первенствующее по числу своих последователей место среди остальных религий."
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
***
"Существенным отличием буддизма от прочих мировых религий является то, что в нём не фигурирует ни всевышний Создатель или высшее существо, ни Святой Дух или всеведущий любящий Господь, к которому мы должны взывать о спасении."
Буддийская доктрина и терминология
***
"...теория
Бога как Всемогущего и Вечного Творца противоречит буддийскому учению.
Здесь мы видим расхождение во взглядах. Буддисты считают, что такой вещи,
как первопричина возникновения Вселенной, не существует, соответственно
у Вселенной не может быть создателя, равно как и невозможно существование
вечного, обладающего изначальной чистотой существа."
Его Святейшество Далай
Лама XIV Тэнзин Гьяцо (нынешний лидер буддистов мира)
Интервью
в Бодхгайе, 1981 - 1985 гг. Глава 1. Интервью, 1981
***
"Мусульмане веруют в единого
Аллаха. Христиане - в Святую Троицу. Буддизм же отрицает
и Бога, и Творца - он основывается на принципах... как бы это по-английски
сказать... самосозидания. Мы верим в разум. Будда для нас не Бог, а учитель...
совсем как в марксизме! (Смеется.)
Он учит нас самосовершенствоваться - и только. Если хотите, буддизм
- это вообще разновидность атеизма! Нет, а что вы смеетесь? Вот посмотрите
сами: Бога не существует, нет рая, нет ада - на что это похоже? На что угодно,
только не на религию!"
Его Святейшество Далай Лама XIV Тэнзин
Гьяцо
Интервью газете "Известия" от 22 сентября
2000г., текст есть на сервере Яндекса
***
"Махаяна и Тхеравада
Так в чём же разница между Махаяной и Тхеравадой? Я много лет изучал философию
Махаяны и чем больше изучаю, тем меньше нахожу различий между Махаяной и Хинаяной
в отношении основ учения.
Это важнейшие учения Будды и все они принимаются обеими школами без возражений."
Валпола Рахула. Буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны
***
"..Далее, "страдание создано иным" может означать, что оно создано Богом (Ишварой). Некто, придерживающийся этой неортодоксальной точки зрения, задал вопрос Будде. И Будда не ответил. В действительности оно не было создано Богом. Почему? Потому что [Бог и страдание] противоположны по природе. Теленок, рожденный от коровы, все еще есть корова. Если твари сотворены Богом, они должны быть подобны Богу. Ведь они Его сыновья.
Далее, если бы Бог сотворил все живые существа, Он не дал бы им страдания. Поэтому не следует говорить, что Бог сотворил страдание.
Вопрос: Все живые существа сотворены Богом, а страдание и счастье также даны Богом. Но существа не знают причины счастья, и следовательно Бог дает им страдание.
Ответ: Если все живые существа - сыновья Бога, Он не должен использовать счастье, чтобы скрыть страдание, и не должен давать им страдание.
А те, кто поклоняются Ему, не должны испытывать страданий, но должны наслаждаться счастьем. Но этого нет в действительности. Они действуют сами по себе, и испытывают страдание и счатстье, и получают воздаяние согласно принципу причинных условий. Все это не создано Богом.
Далее, если Бог есть самосущий, Он ни в чем не нуждается. Если бы Он нуждался в чем-либо, Его нельзя было бы назвать самосущим. Если Он ни в чем не нуждается, зачем он, как играющий маленький мальчик, сделал изменения, создав все твари?
Далее, если Бог сотворил все живые существа, кто сотворил Его? То, что Бог сотворил Себя, не может быть истинным, поскольку ничего не может творить само себя. Если бы Он был сотворен другим творцом, Он не был бы самосущим.
Далее, если Бог - [всемогущий] творец, для процесса Его творения не было бы препятствий, Он мог бы творить в одно мгновение. Но писание говорит о Боге: Бог захотел сотворить все твари. Он практиковал различные аскетические подвиги и тогда сотворил всех ползающих насекомых. Снова Он практиковал аскетические подвиги и сотворил всех летающих птиц. Снова Он практиковал аскетические подвиги и сотворил человека и дэвов. Если именно в результате аскетических подвигов сперва были произведены ползающие насекомые, затем летающие птицы, а затем люди и дэвы, мы должны признать, что живые существа произошли от кармы причинных условий, а не от Бога, который практиковал аскетические подвиги.
Далее, если Бог - творец всех тварей, где Он сотворил их? Было ли это место сотворено им? Было ли оно сотворено кем-то иным? Если оно было сотворено Богом, то где Он сотворил его? Если Он оставался в каком-то другом месте, творя это место, кто сотворил другое место? Итак получился бы бесконечный регресс. Если бы оно было сотворено кем-то другим, было бы два Бога, но это не может быть истинным. Поэтому все вещи во вселенной не созданы Богом.
Далее, если Бог есть творец, зачем ему практиковать аскетические подвиги, словно Он молит и просит кого-то другого о выполнении Его желания? Если Он вынужден практиковать аскетическую жизнь чтобы выпросить чью-то благосклонность, мы должны признать, что Бог не является самосущим.
Далее, если Бог сотворил все вещи, вещи должны быть определенными в начале творения и не должны изменяться. Лошадь - всегда лошадь, а человек - всегда человек. Но теперь все вещи изменяются согласно карме. Поэтому мы должны признать, что все вещи не созданы Богом.
Далее, если Бог есть создатель, не должно быть греховности и благословленности, поскольку добро и зло, красота и уродство - все созданы Богом. Но на самом деле есть греховность и благословленность. Поэтому все вещи не созданы Богом.
Далее, если все живые существа происходят от Бога, они должны уважать и любить Его как сыновья любят своего отца. Но на самом деле это не так; некоторые ненавидят Бога, а некоторые любят Его. Поэтому мы должны признать, что все вещи не созданы Богом.
Далее, если Бог есть создатель, почему Он не сотворил человека полностью счастливым или полностью несчастным? Мы должны признать, что Он действует за пределами ненависти и любви, и следовательно не является самосущим. Так как Он не является самосущим, все вещи не созданы Им.
Далее, если Бог есть создатель, все живые существа не могли бы ничего делать. Но на самом деле каждое живое существо с умением что-то создало. Поэтому мы должны признать, что все вещи не созданы Богом.
Далее, если бы Бог был создателем, то добро, зло, страдание и счастье происходили бы без создания [человеком]. Но это разрушило бы принцип мира. Практика аскетической жизни и брахманские деяния были бы напрасны. Но это не так. Поэтому мы признаем, что все вещи не созданы Богом.
Далее, если Бог велик по сравнению с чувствующими существами согласно причинным условиям, то все чувствующие существа, которые практикуют карму счастья, также были бы великими. Почему почитается лишь Бог? Если Бог является самосущим без причинных условий, то все чувствующие существа были бы самосущими. Но на самом деле это не так. Итак ты должен признать, что все вещи не созданы Богом. Если Бог происходит от чего-то иного, то это иное может происходить еще от чего-то иного. Тогда будет бесконечный регресс. Если есть бесконечный регресс, не может быть причины.
Итак, существуют различные причинные условия, которые создают вещи. Ты должен признать, что все вещи не созданы Богом, а также что Бог не существует. Когда некто, придерживавшийся неортодоксальной точки зрения, спросил Будду, создается ли страдание иным, он не ответил."
Нагарджуна. Двенадцать
врат
(Нагарджуна - основатель школы мадхьямика, ключевая фигура философии махаянского
буддизма).
***
"Мы не верим
в существование всемогущего отца, который наблюдает за всем миром и
всех оберегает."
Лобсанг Рампа. Третий глаз. Глава 10.
Основы тибетской веры
("Но мы вас заставим! Чтобы не портили наш сладкий тезис о том, что все религии едины по своей сути и все ведут к Богу!", - прокричал в ответ хор лазарят)
Вы всерьез считаете, что Премудрый Бог открывается нам через таких самоуверенных невежд как СНЛ?